Корзина
Нет отзывов, добавить
С наступающими праздниками!!!
+79086336073

Интернет-магазин "Тагильский сувенир"

Тагильская лаковая живопись на металле.

Тагильская лаковая живопись на металле.

Тагильская лаковая живопись на металле.

09.09.16

Тагильская лаковая роспись по металлу.

 

Тагильская лаковая роспись по металлу – явление в художественной культуре России уникальное. Урало - Сибирская роспись на Урале возникла 270 лет назад – в Нижнем Тагиле, вотчине заводовладельцев Демидовых. Подобно всем народным промыслам, лаковая роспись по металлу возникла не от легкой жизни. Естественное желание повысить спрос на свою продукцию привело промысловиков к мысли о живописном украшательстве податливой к краске поверхности, и подносы стали расписывать «назидательными картинами» и цветочными узорами. Нижний Тагил был богат мастерами. Складывались целые династии, ревниво хранившие секреты своего промысла. Большой известностью пользовались мастерские Дубасниковых, Перезоловых, Головановых... Но первым мастером считался Андрей Степанович Худояров, человек жесткого и упорного нрава. Ему молва приписывает честь изобретения знаменитого лака, который был прозрачен как стекло, тверд – не процарапывался ножом, устойчив к жару – ни горячий самовар, ни кипяток, случайно пролитый, не портили его сверкающей брони, ни кислота его  не брала, ни огонь. Секрет лака Худояровых, к сожалению утерянный, заключался в точной дозировке компонентов: льняного или конопляного масла, терпентина местных хвойных пород, растворяемых скипидаром, и оптимальной температуры. На востоке применялся холодный способ лакирования. Тагильчане изобрели горячий способ быстрого высыхания: при температуре 300 градусов в лак добавляли окислы марганца и свинца. Лак получался бесцветным и прозрачным, что оживляло краски. Краски мастера готовили сами: самоцветные каменья растирались в пудру, замешивались на льняном, ореховом, маковом масле с добавлением натуральных смол. После настаивания в плотно закупоренных сосудах краски разбавлялись секретной олифой и были готовы к употреблению. Тагильскую роспись не спутаешь ни с какой другой: ей присущи богатство красок, повышенная декоративность, чистота и изящество в обработке цветов – главная из которых красавица - роза, – законченность композиции, утонченная связь орнаментов, то есть все те черты и особенности, что сложились за двухсот пятидесятилетний период ее существования. Подносы обладают ярко выраженными особенностями как формы изделий (прямоугольные, круглые, овальные, гитаровидные и другие), так и художественного решения. Традиции уральской росписи по  железу развивались в двух основных руслах: картинная живопись и цветочная роспись. Гамма росписи глубокая, сочная, преимущественно используются красные, синие, зеленые и золотисто- желтые цвета.  Подносы в XVIII, середине XIX века – это подносы-картины, когда в центре зеркала подноса располагалось цветочное, пейзажное изображение, а края зеркала обрамлялись широкой полосой геометрического или стилизованного растительного орнамента. Поражает разнообразие форм: круглые, прямоугольные, фигурные и овальные, с ажурной решеткой, с просечными ручками – подносы были и остаются шедеврами народного искусства. Маховая тагильская роспись на подносах имеет одну особенность – однослойность и письмо двойным мазком, когда на кисть берется две краски любого цвета. Тагильская роспись является уникальным народным промыслом, где каждое изделие – самостоятельное произведение искусства.

Контакты
  • Телефон:
    +7 (908) 633-60-73, мобильный
    +7 (343) 596-36-13, стационарный
  • Контактное лицо:
    Зуева Наталья Владимировна
  • Адрес:
    ул. Индустриальная, 30, Нижний Тагил, Свердловская область, 622005, Россия
  • Email:
    el-rm2011@yandex.ru
  • ICQ:
    608-529-527
Карта
social-icon
social-icon